Отчего штормит Черное озеро
28 мая 2004 года
Пересеклись интересы двух ведомств - казанского Департамента текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства, наметившего реставрацию парка, и городского Управления образования, в ведении которого находится "Городской детский парк "Черное озеро" (ГДП) - знакомые каждому казанцу два деревянных домика. Педагоги, тоже переживающие за облик Черного озера, обоснованно полагают, что места для ГДП в обновленном парке не найдется, а если и найдется, то как же он сможет сосуществовать с планируемыми на территории кафе и ресторанами?
Опосредованно в конфликт оказались вовлечены авторы реставрационного проекта - Персональная творческая мастерская Евгения Евсеева и Николая Новикова Союза архитекторов РТ, а также потенциальный инвестор - Центр дизайна "Белая ворона". Мы попытались разобраться в ситуации, предоставив слово заинтересованным сторонам.
Что творится за решеткой
Итак, как будет выглядеть Черное озеро?
Фарида ЕВСЕЕВА, главный архитектор проектов Персональной творческой мастерской Евгения Евсееева и Николая Новикова:
- Заказ Департамента благоустройства на разработку эскизного проекта реставрации мы получили два года назад. Сегодня проект согласован в Министерстве культуры Татарстана и республиканском Главном управлении архитектуры и градостроительства. Теперь необходимо перейти к рабочей стадии, подразумевающей привлечение специалистов-смежников.
Объект сложен по геологии и рельефу. Здания и лестницы - в аварийном состоянии. Износ садового оборудования, сетей, системы освещения приближается к ста процентам. Необходимо создание ливневой канализации. Очень много работы по реставрации фундаментов, цоколя и решетки ограды, которая к тому же является еще и подпорной стенкой, держащей грунт. Кстати, решетку - очень изящную, прозрачную, не перегруженную деталями - установили в 1847 году, выделив из городской казны семь тысяч рублей, и она до сих пор не ржавеет. Требуют укрепления откосы. Необходимы конструктивные решения водоема, фонтана, трибун стадиона, покрытий. И это далеко не полный перечень задач, которые будут решаться на рабочей стадии проекта. Город, конечно, старается поддерживать кое-какой порядок, но сад очень запущен, инфраструктуру надо новую закладывать, и такую, чтобы на века хватило.
Много было желающих вложить в проект свои деньги, но при этом либо превратить сад в Диснейленд, либо открыть огромный развлекательный центр, либо теннисный корт выгородить. Кто-то предлагал сделать сад закрытым, платным... Мы же изначально разрабатывали проект городского общественного сада - сада для всех, как это и было испокон веков. С сохранением всех исторически сложившихся элементов и функций.
Сад этот уникальный: вытянутый с востока на запад, в низине, защищенной от ветра, одна сторона солнечная, другая - прохладная. Особый микроклимат, уют. Налицо все элементы регулярного стиля: визуальная ось от главного входа на Спасскую башню, центральная и боковые аллеи, главная площадь с фонтаном, поперечные транзитные проходы к улицам, открытое пространство в середине и водоем правильных очертаний.
По проекту, сохраняется стадион со спортивно-зрелищными функциями. Будет два катка - городской и для фигурного катания. Боковые аллеи замыкаются в большое вытянутое кольцо для гуляний, бега, катания на роликах, велосипедах, зимой - на лыжах. Будет и небольшая детская площадка. Сейчас ведь она в чудовищном состоянии. А эти железные слоны-горки с заусенцами просто опасны. А неказистая елка на Новый год? Нет уже сейчас такого нигде. Все надо выводить на другой качественный уровень.
Подлежит реставрации "Арка вздохов" главного входа. Два павильона, находящихся в аварийном состоянии, будут отстроены заново: с туалетами, помещениями для хранения садового инвентаря в цокольном этаже. На первых этажах будут ресторанчик и кафе, а летом столики разместятся наверху, на открытых видовых верандах. Также запроектирован павильон минеральных вод и соков, который всегда существовал на территории сада до революции. Вообще же, участки сада сдавались в аренду традиционно. Здесь находились "вокзал" Ожегова с кегельбаном, бильярдом, оркестром, беседками и фонтанами, который позволял содержать почти треть сада; цветочный магазин Квасникова; фотоателье мадам Вяткиной.
И еще. Важно сохранить не только сам сад, но и его историческое окружение, создающее ауру, дух этого места. Мы предлагали расположить в Александровском и Чернояровском пассажах обслуживающий комплекс с кафе, ресторанчиками, выставочными галереями, что максимально снимало бы нагрузку с сада.
Нам нужны такие места, чтобы с городских улиц человек мог нырнуть туда, где вода журчит, птицы поют, цветы благоухают. Один штабс-капитан, кстати, разводил на Черном озере соловьев. Совсем таких садов не осталось... Чем запущеннее сад, тем он уязвимее. Быстро найдется кто-то, кто решит что-то здесь построить. Как на заброшенном пустыре. Примеров тому - не перечесть.
Что не устраивает педагогов?
Как нам разъяснили в Управлении образования, под началом ГДП - 22 бесплатных кружка, где занимаются 960 детей. Но на Черном озере - только спортивно-оздоровительные, а художественного, музыкально-эстетического и краеведческого направления из-за отсутствия материально-технической базы - в школах. Кроме того, постоянно проводятся массовые мероприятия, например, посвященные Дню защиты детей и Дню города. Традиционно работают летние и зимние пришкольные лагеря.
Татьяна ПОНОМАРЕВА, заместитель начальника Управления образования Казани:
- Да, Черное озеро нуждается в реставрации, но детский парк должен быть сохранен. Эту позицию поддерживает и Министерство образования Татарстана. Однако нас никто не слушает, с нами не считаются так же, как не считаются с детьми. Заместитель мэра Казани Хафизов на направленное ему письмо с обоснованием нашей точки зрения ничего не ответил. А на одном из совещаний нам было прямо заявлено: мы владеем парком, что захотим, то и сделаем.
Хотели бы найти взаимопонимание с "Белой вороной" по вопросу о детях, чтобы они там могли хотя бы по травке походить. А то хотят там только спиртными напитками торговать. Главное - сохранить условия для школьных массовых мероприятий и занятий физкультурой.
Татьяна ЕГОРОВА, директор специальной школы № 56, до ноября 2003 года - директор ГДП:
- Парк - это в первую очередь бесплатная кружковая работа. Да, сейчас много платных секций, но надо учитывать, что есть семьи, которым трудно заплатить за занятия ребенка. Здесь работают с таким специальными учебными заведениями, как кадетский класс школы № 6, интернат "Гаврош", наша школа. Все это непростые и часто обездоленные дети. При нашем нищенском финансировании образования, куда они еще могут пойти? А здесь они в теннис поиграют, мяч погоняют, на тренажерах позанимаются, просто порезвятся. Пусть сегодня здесь не так много детей, как раньше, но пока они есть, детский уголочек должен остаться. А тут, по слухам, хотят чуть ли не платный вход сделать. Черное озеро может стать чужим - не по принадлежности, а по духу.
Капитализм с человеческим лицом?
Фарид ИДРИСОВ, заместитель директора Центра дизайна "Белая ворона":
- В создании проекта мы не участвовали, но полностью с ним согласны и готовы вложить в него деньги. Приблизительный объем инвестиций - 30 миллионов рублей.
Никто не собирается делать парк закрытым и гнать оттуда детей. Какой в этом смысл? Распугивать клиентов? Это будет парк, рассчитанный на все слои населения. Некоторые, просмотрев наш инвестиционный проект, решили, что мы собираемся исключительно рестораны понастроить и чуть ли не публичный дом открыть. Что за измышления? Да, у нас будут рестораны и кафе на разный вкус и карман. Но все только в соответствии с проектом. У города на содержание и реставрацию Черного озера денег нет, и в ближайшем будущем не предвидится. Что теперь, все должно пропадать? Кому это выгодно? Кому лучше будет? Сколько в Казани таких запущенных мест! Мы же не просто поставим по углам рестораны, мы хотим обустраивать парк, ухаживать за ним. Конечно, и о себе не забываем, но на особую прибыль не рассчитываем. Может, только когда уровень жизни немного поднимется. Да и срок аренды немалый - 49 лет.
А позиция Управления образования - "ни себе, ни людям". Вы что, не знаете нашу чиновничье-заскорузлую систему образования?! Много вы в парке детей видели? Что они могут им предложить, кроме суконных, натужно надуманных так называемых праздников, проводимых по "обязаловке"?
Анатолий НИКОЛАЕВ, заместитель начальника Департамента текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства по капитальному строительству администрации Казани:
- Мы хотим приступить к работам как можно быстрее, и начнем с инженерных коммуникаций и ограды. Сейчас прорабатываем стоимость. И, уверяю вас, никаких изменений, никакой отсебятины инвестор, который определится после конкурса, в проект внести не сможет. А позиция Управления образования - "собака на сене"...
Правовед и историк Николай Загоскин писал в 1895 году: "Одной из симпатичнейших черт казанского благоустройства следует признать обилие общественных садов, из которых большая часть содержится в должном порядке, будучи вверены наблюдению особых, избираемых городом попечителей и украшенных цветниками, а некоторые и фонтанами". Русская и Немецкая Швейцария, Николаевский сквер, сад Эрмитаж, Аркадия, Театральный, Державинский, Панаевский, Дудоровский, Чемезовский и Верхний клинический сады, Сад персидской сирени и так далее... Сегодня это перечисление похоже на поминальный список с пробелами - для "вакансий". Почему? Потому что прибыль подобные сады не приносят и содержать их не на что. Бизнесменам же нет резона вкладывать миллионы, если они их не окупят. Вот и получается, что без обслуживающей структуры - ресторанов, кафе и другой "развлекаловки" - не обойтись.
С другой стороны, отдавать сад в частные руки тоже как-то страшновато - бизнес в нынешней России - вещь свирепая и непредсказуемая. Постоянно ожидаешь какого-нибудь подвоха. Необходим некий компромисс, чтобы не приходилось, как это повелось, непременно жертвовать одним ради другого. И, по словам Анатолия Николаева, кое-что в этом направлении делается: "В договор с будущим инвестором мы хотим заложить такой вариант: в дневное время, например, с восьми утра и до двух дня, на спортивных сооружениях Черного озера будут бесплатно заниматься и пользоваться всем необходимым инвентарем учреждения Управления образования. Наверное, такие компромиссы возможны и по другим вопросам".
Мы надеемся, что место на Черном озере найдется для всех, и что когда-нибудь там вновь появятся чудаки, которые будут разводить соловьев.
Тимур ЛАТЫПОВ, “ВиД”